Особенности коммуникации заказчика и подрядчика при разработке сайта: на что обратить внимание

Всё вокруг меняется, а в сфере интернет-технологий изменения происходят каждый день. Если раньше у компании в основном был один официальный корпоративный сайт, то сейчас чаще встречаешь ситуацию, когда у одной компании есть официальный сайт, несколько одностраничников для ключевых услуг/товаров, парочка лендингов для мероприятий, личные сайты первых лиц, сайты филий, франчайзи, не говоря уже о сайтах новых, дополнительных проектов.

Соответственно, собственник бизнеса или ответственный менеджер довольно часто сталкивается с вопросом поиска подрядчиков для разработки сайта под возникшую потребность. Да, идеальный вариант – когда Вы работаете постоянно с одним подрядчиком в этом контексте, но на практике это, к сожалению, не распространённая ситуация. Часто во время разработки заказчик сталкивается со сложностями, спорными моментами, проблемами коммуникации с командой подрядчиков, что напрочь отбивает охоту продолжать работу с этой командой в последующих проектах. И так, поиск идеального подрядчика может стать вечным процессом.

Почему это плохо?

- визуально разный стиль. У каждого дизайнера, при создании веб-дизайна – свой подход. С одними фирменными цветами, с одним логотипом – можно создать огромное количество вариаций внешнего облика будущего сайта. И когда к каждому из сайтов подход разный – это заметно, и это не идёт на пользу вашему бизнесу.

- разный профессиональный уровень исполнителей. Тут всё понятно. Если не адаптированный под социальные сети сайт вполне может простимулировать активность негодующих комментаторов в социальных сетях, то, например, не корректно работающая форма обратной связи на Вашем сайте вообще может лишить Вашу компанию десятка-другого лидов и, как результат, утраченной прибыли.

- сложно вносить правки, производить доработки. Для нас очень частая ситуация, когда клиент приходит с сайтом, по которому нужны правки и доработки, по причине того, что не может выйти на связь с разработчиком/ответственным за сайт лицом. При этом нередко бывает так, что доступов к сайту, к хостингу у клиента нет, ничего нет. И мы тратим много времени и моральных сил на «распутывание» такого клубка и восстановление доступов к ресурсу клиента. Естественно, это и репутационные риски для клиента, и материальные. Ведь бывает так – что проще создать новый сайт – это будет быстрее, качественнее и эффективнее, чем терять время на поиски «крайнего».

Продолжать этот список можно еще долго, но важно найти ответ не на вопрос «кто виноват?», а определиться – «что делать?».

Итак, на что же стоит обратить внимание и как правильно выстроить коммуникацию с командой подрядчиков при разработке сайта?

1. Работу делают люди. Учитывая наш опыт в разработке сайтов я убеждена, что самое важное звено, организовующее ту самую коммуникацию – менеджер Вашего проекта в компании подрядчика. Это должен быть максимально ответственный, опытный человек, с которым Вы легко нашли общий язык. Это самый важный человек для клиента, ведь именно он будет «переводить» Ваши пожелания на технический язык для веб-дизайнера, верстальщика, программиста. Именно он должен давать рекомендации «как лучше сделать тут, какой блок лучше разместить здесь, что разместить на главной, в футере» и т.п. И именно от него, в бОльшей степени, будут зависеть соотношения Ваших ожиданий и полученной реальности.

2. Без ТЗ – сайт ХЗ. Запомните одно правило – техническое задание – это самый важный документ, от которого зависит качество и будущий успех Вашего сайта. Отнеситесь к нему с той же ответственностью, с которой относитесь к договору купли-продажи своего автомобиля, недвижимости, к паспорту, в конце концов. Я не утрирую, просто несколько раз и мы были в ситуации, когда клиент писал в техническом задании что-то типа «сделайте красиво, по содержанию – как считаете нужным, мы вам доверяем», а потом шли долгие месяцы правок-доработок, потому что «я себе это не так представлял, я думал это будет выглядеть по-другому, а где же форум, как он уже не актуальный, а я же хотел…». Поэтому, когда ответственный за разработку сайта в Вашей компании приносит Вам на подпись/утверждение техзадание – помните, что всё будет именно так, как там написано. И это справедливо для обеих сторон.

3. Что написано пером… На практике разработка сайтов, особенно сложных многофункциональных проектов – дело не одной недели, а часто и не одного месяца. Чтобы получить именно то, что нужно Вам, а не то, что удобней и легче подрядчику – рекомендую вести всю коммуникацию касательно функционала, правок, и прочих важных деталей – исключительно в письменном виде. Это может быть переписка посредством электронной почты, через любимый мессенджер, как угодно, лишь бы в письменном виде. Зачем это нужно? Чтобы, в случае недопонимания, восстановить ход событий. Когда общение происходит по телефону, с помощью звуковых сообщений или видеосвязи – потом в разы сложнее восстановить кто, что и когда сказал сделать/сделал. К тому же, в случае возникновения спора и невозможности решить его вне судебного порядка – ваша интернет-переписка, её скрины и копии, добавленные к договору на разработку сайта и техническому заданию, пойдут в материалы дела и могут неплохо помочь в решении спора.

Кроме того, важно до начала работ обсудить с подрядчиками такие вопросы:

- предусмотрена ли в договоре на разработку сайта передача прав интеллектуальной собственности заказчику;

- сколько правок можно вносить в рамках оговоренного бюджета;

- входит ли в стоимость оплата домена/хостинга для будущего сайта;

- производится ли подрядчиками в рамках договора на разработку сайта первичная внутренняя seo-оптимизация;

- производится ли подрядчиками в рамках договора на разработку сайта регистрация нового сайта в поисковых системах;

- в рамках какого периода после сдачи проекта Вы можете обращаться за бесплатным исправлением неполадок (не приходят заявки с формы, не подтягивается картинка в соцсети, нечитабельные url-ссылки страниц, некорректно добавляются/не добавляются новые товары в интернет магазин и т.п.).

Пользуясь этими простыми советами, можно значительно уберечь эмоциональные ресурсы обеих сторон – и Ваши, и Ваших подрядчиков.

От имени коллектива «Лаборатории развития бизнеса» желаю Вам всегда получать именно то, чего Вы хотите: и с сайтом, и в бизнесе, и в жизни вцелом!

Вы готовы обсудить Ваш проект
с нашими специалистами?


Отлично! Свяжитесь с нами, и мы с удовольствием
предоставим Вам бесплатную консультацию.